Механизмы привлечения СРО к дисциплинарной ответственности

Саморегулируемые организации (СРО) – являются хозяйствующим субъектом, поэтому они, в случае нарушения законодательства государства будут нести административную ответственность. При этом, к ответственности СРО могут привлекаться как за нарушение специальных законодательных актов, которыми регулируется их деятельность, так и за нарушение общих норм, относящихся ко всем лицам.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) будет регулировать порядок, основания привлечения к ответственности, так также санкции, которые последуют за эти правонарушения. Однако, данный кодекс не регулирует порядок и правила проведения проверок саморегулируемых организаций (если не рассматривать несколько единичных нюансов). Для проведения проверочных мероприятий в Российской Федерации разработаны специализированные правовые акты (законодательство в налоговой сфере, отдельные акты Центробанка, Министерства Внутренних Дел, Министерства Чрезвычайных Ситуаций, Министерства экономического развития, Министерства Финансов и других государственных ведомств).

Общие правонарушения в работе саморегулируемых организаций

Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации включает в себя несколько специальных положений, которые непосредственно относятся к деятельности СРО.

Например, ст. 14.25 КоАП предусматривает санкции в отношении саморегулируемых организаций при информационных нарушениях. Следует отметить, что данная статья применяется только к тем типам СРО, которым для осуществления своей деятельности, исходя из норм законодательства, необходимо обязательное членство (например, области строительства, в оценочной деятельности, кадастровых инженеров, арбитражных управляющих и так далее).

Исходя из ч. 1 ст. 14.25 КоАП, на сайте саморегулируемых организаций должна присутствовать следующая информация:

  • внутренняя стандартизация;
  • правила контря за работой членов саморегулируемой организации;
  • процедура обнародования информации;
  • организация размещения средств в фондах, предусматривающих компенсации (в случае, если требуется);
  • условия членства в саморегулируемой организации, процедура принятия с СРО, исключения и прекращение членства в организации;
  • информация о необходимых взносах (членских и вступительных), процедура их оплаты;
  • данные об управленческих органах саморегулируемой организации и их полномочиях, информация о персональном составе управленческого органа и руководителе СРО (если таковой имеется);
  • постановления, принятые единым собранием и постоянным коллегиальным органом;
  • информация о заявлениях, направленных СРО в органы судебной власти;
  • сведения о материальной ответственности относительно третьих лиц, также методах ее предоставления;
  • сведения о специализированном депозитарии и распоряжающейся организации (в случае, если актуально);
  • информация о составе компенсирующего фонда, его стоимости, а также данные о выплатах из фонда (с подробным описанием причин выплат);
  • данные об аттестации сотрудников саморегулируемой организации, а также ее членов (для тех типов организаций, которым аттестация обязательна по законодательству РФ);
  • информация (за 2 предыдущих года) о проведении проверок среди сотрудников саморегулируемой организации, также план предстоящих проверочных мероприятий;
  • финансово —бухгалтерские отчеты за предыдущий год, а также выводы аудиторов (в случае, если это актуально для типа СРО);
  • реквизиты СРО;
  • другие сведения, которые предусматриваются текущим законодательством РФ в зависимости от типа саморегулируемой организации.

Если же данной информации нет на сайте СРО, то организация должна нести административную ответственность.

Санкцией за нарушение таких норм может быть, как предупреждение, так и штраф в размере от 15 000 до 30 000 тыс. рублей.

Часть 2 ст. 14.25 предусматривает ответственность за отсутствие следующих данных на сайте:

  1. данные о составе компенсирующих фондов, а также их объеме;
  2. сведения реестра членов саморегулируемой организации.
Если такая информация отсутствует на сайт СРО, то предусматривается выплата штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

В части 3 ст. 14.25 идет речь о свободном доступе к информации, размещенной на сайте саморегулируемой организации, а также о соответствии программно —техническим требований доступа к сайту (в соответствии с Приказом Министерства экономического развития России от 31.12.2013 N 803). Нарушителей будут наказывать штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

В части 4 ст. 14.25 отмечается обязательное условие наличие собственного сайта. Санкцией за нарушение данной нормы будет штраф в размере до 200 000 рублей.

Нарушения в работе саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Работу саморегулируемой организации также регламентирует ст. 14.52.1 КоАП РФ.

Данная статья регулирует деятельность сообществ арбитражных управляющих. В части 1 ст. 14.52 определяется санкция за несоблюдение сроков, а также устава созыва единого собрания членов саморегулируемой организации. Штраф за подобные нарушения от 20 000 до 100 000 рублей.

В части 2 ст. 14.52 регламентируется работа компенсирующих фондов, а именно процедура формирования, выплата, размещение и так далее. За нарушение процедур последует штраф в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Часть 3 ст. 14.52 предусматривает санкцию за несоблюдение процедуры, а также сроков проверочных мероприятий СРО работы своих членов.

Часть 4 ст. 14.52 определяет, что в случае несоблюдения правил подбора претендентов на должность арбитражного управляющего, а также за воспрепятствование третьим лицам в принятии участия в данном процессе будет следовать штраф в сумме от 20 000 до 100 000 рублей.

В части пятой статьи 14.53 указано, что при приеме в члены самоуправляющей организации арбитражных управляющих лиц, необходимо придерживаться требований текущего законодательства. В противном случае СРО грозит штраф от 20 000 до 100 000 рублей. Однако ответственность за данное правонарушение наступает, если, в случае обнаружения такого сотрудника, не последует его исключение из состава саморегулируемой организации.

Также в данной статье (части 6) предусматриваются санкции за несоблюдение требований к процедуре привлечения за дисциплинарные нарушения арбитражных управляющих. Как следствие, СРО получит штраф в сумме от 20 000 до 50 000 рублей.

Также ответственность предусматривается за представление арбитражному суда кандидата на должность управляющего, не соответствующего требованиям текущего законодательства, а также предоставление заведомо неправдивой информации для соответствия должности (ст. 14.52, ч. 7). За нарушение этой части ст. 14.52 определен штраф в сумме от 20 000 до 50 000 рублей.

Часть 29 статьи 19.5 КоАП РФ определяет санкцию в случае игнорирование предписаний регулятора — штраф от 25 000 до 50 000 рублей.

Нарушения в работе саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий

Здесь необходимо рассмотреть две основные статьи, которые и будут регулировать деятельность такого типа СРО. Так, в статье 14.63 предусмотрена ответственность за предоставление в Министерство строительства не правдивых данных (или не передачу данных), которые необходимы для ведения единого реестра. Санкцией за такое правонарушение будет штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Если нарушение повторяется в течение года, то последует ещё один штраф, но в значительно больших размерах: от 100 до 200 тысяч рублей.

Статья 14.64 предусматривает санкцию в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей за нарушение правил хранения документов, установленный в градостроительном законодательстве.

Другие распространенные нарушения

СРО по своему статусу являются юридическими лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность. В процессе такого вида деятельности саморегулируемые организации могут совершать какие-либо нарушения. Они напрямую не будут касаться статуса СРО, но являются достаточно распространенными.

К сожалению, некоторые организации все еще невнимательно относятся к персональным данным своих сотрудников. Хотя существует запрет на распространение персональных данных, в том числе на размещение паспортных данных или информации о месте регистрации – все равно часто встречаются организации, которые нарушают статью 13.11 КоАП РФ. В таком случает, СРО может грозить штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

В части 2 этой же статьи предусматривается ответственность за обработку персональных данных без получения письменного согласия личности (если только обработка данных не связана напрямую с трудовыми отношениями). Нарушение наказывается штрафом от 15 до 75 тысяч рублей.

Если в компании происходит утечка персональных данных из-за нарушения безопасности их хранения, то, в соответствии с частью 6 статьи 13.11 – СРО должна выплатить штраф от 25 до 50 тыс. рублей.

При подборе новых сотрудников, часто юридические лица выставляют объявления с указанием требований по полу, возрасту, внешнему виду и так далее. Такие условия являются дискриминационными (если другого не указано в текущем законодательстве), и наказываются штрафом в 10-15 тысяч рублей.

В статье 13.20 установлен штраф за нарушение хранения архивных документов – в размере от 300 до 500 рублей.

Достаточно частыми являются нарушения в сфере финансов или налогов. К примеру, СРО придется оплатить штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей за нарушение правил кассовых операций и наличного обращения.

Статья 15.4 предусматривает штраф 1-2 тысячи рублей или предупреждение в случае несвоевременного сообщения в налоговую, сведений об открытии или закрытии счета в банке.

Предписания государственных органов являются обязательными к выполнению, поэтому в статье 19.4. предусмотрена ответственность за их несоблюдение (штраф от 10 до 700 тысяч рублей).

Что необходимо знать об административном производстве?

В первую очередь, когда возникает административное дело, необходимо обратить внимание на сроки. В части 6 статьи 24.5 указано, что привлекать к ответственности организацию не могут, если сроки уже прошли.

Сроки привлечения определяются следующим образом: необходимо выяснить характер правонарушения (законченное или длящееся). Если правонарушение является длящимся (несвоевременное предоставление информации в государственные органы), то срок считает от даты его обнаружения. Если же вы столкнулись с законченным правонарушением (например, объявление о поиске сотрудника с дискриминационными требованиями), то срок исчисляется от момента совершения нарушения.

Также следует помнить, что только прямой представитель СРО (директор) или его уполномоченный могут подписывать административно протоколы или вступать в какие-либо отношения с административными органами. Поэтому если привлекались другие лица СРО (например, для подписания акта о нарушениях), то документ будет являться ничтожным и не подлежит рассмотрению в суде.

Административное дело в судебном порядке должно рассматривать в присутствии уполномоченного представителя саморегулируемой организации. Однако, если представитель получил уведомление о назначении судебного разбирательства и не явился, то заседании состоится без его участия. СРО также может ходатайствовать об отложении рассмотрения дела, если на это есть веские причины. Суд может, как принять, так и отклонить заявление.

Иногда СРО допускают грубую ошибку и пропускают заседания, по необъективным причинам, которые не принимаются судом во внимание. Тогда суд может рассмотреть дело самостоятельно, а организация, при этом, никак не защищает свои интересы. Поэтому рекомендует вам привлекать опытного юриста, который с момента возбуждения дела может принимать в нем активное участи и добиться положительного исхода.
Поделиться:

Нет комментариев